Это интересно

6 признаков того, что вы стали рабом своего ребенка

В советском прошлом даже детсадовец имел несложные, но четко определенные обязанности по дому. Например, собрать игрушки или аккуратно развесить свою одежду на стуле возле кровати. А уж на подростков нередко ложилась львиная доля хлопот по дому, пока родители были на работе.

В итоге вырастали самостоятельные и адаптированные к дальнейшей жизни люди. Но именно у них теперь растут «маленькие господа», которые иногда не могут даже убрать за собой. Причем зачастую взрослые даже не отдают себе отчет в том, как их «поработили» дети.

Почему все пошло «не так»?

В культовом кинофильме «Про Красную Шапочку» едко высмеивался маленький барчук, который «никогда и ничего не делал в жизни сам». Песенку про него с энтузиазмом распевали все советские дети. И энтузиазм не был наигранным. Почему же сейчас, когда бытовые хлопоты значительно упростились, никого не смущают дети, неспособные почистить картошку или приготовить завтрак?

Возможно, в теории американского ученого Ллойда Демоза, одного из основателей психоистории, есть свое здравое зерно? Он провел интересное исследование разных стилей воспитания – от древних времен до наших дней. В новейшей истории Демоз выделил два этапа. Для первого (XIX – середина XX века) характерен социализирующий стиль. В наше же время распространен помогающий стиль.

Что имеется в виду? Для социализирующего стиля характерна тренировка воли ребенка. Детей учат приспосабливаться к любым обстоятельствам, активно социализируют. Помогающий стиль, столь распространенный в современном обществе, базируется на том, что дети лучше, чем их родители, осознают свои потребности. Основная задача взрослых в этом случае – понимать и удовлетворять любые потребности ребенка. Попытки дисциплинировать не приветствуются.

В идеале должна сформироваться сильная личность, не подверженная депрессиям и не склоняющаяся перед авторитетом. Но это – в теории. А на практике нередко случается так, что ребенок даже с самыми добрыми задатками превращается в маленького эгоиста, а родители при нем «играют свиту».

Как понять, что вы растите командира?

1. Если в течение часа вы услышали от ребенка до пяти просьб, по сути – приказов о действиях, с которыми он легко мог бы справиться сам, это повод серьезно задуматься. Любой здоровый ребенок, кроме младенца, в состоянии самостоятельно найти пульт от телевизора, налить себе сок из пакета или принести из детской любимую куклу. Все эти «почетные обязанности» делегированы вам? Значит, у вас подрастает маленький командир.

2. Если в течение часа вы до трех раз ловили себя на мысли: «Нельзя ему это позволять – он все сделает не так, покалечится, убьется, ужас!», значит, вы принадлежите к категории тревожных родителей, которые старательно оберегают ребенка-господина. Вспомните собственное детство. В нем наверняка были и разбитые коленки, и немытые яблоки, и разодранные вещи. И – ничего, все выросли, живы и здоровы.

© Syda Productions / Фотобанк Лори

3. Если у ребенка нет никаких обязанностей, кроме одной – хорошо учиться (или учиться хоть как-нибудь), то родители, скорее всего, надеются, что он воплотит в жизнь то, что не удалось сделать им самим. Пускай станет топ-менеджером, именитым ученым, ну или хотя бы профессиональным спортсменом. Однако вы обкрадываете собственное чадо: успешным человеком он может и не стать, а вот навыки самообслуживания во взрослой жизни потребуются в любом случае.

4. Если ребенок старше трех-четырех лет от роду спокойно хватает ваш ноутбук, предметы личной гигиены или, допустим, материалы для творчества, значит, в вашей семье нет четких границ  «это – мое, а это – чужое». И можно пользоваться всем, до чего дотянешься. Вот только согласятся ли с этим другие дети, а впоследствии – и другие взрослые?

Кстати, вспомните, какова была реакция ваших собственных родителей, когда вы без спроса залезали, например, в мамину швейную шкатулку или в папин ящик с инструментами? В чем они были неправы, обучая вас уважительному отношению к чужому имуществу?

5. Если вам проще «сделать все самому», а не терпеливо объяснять малышу, как надо вытирать пыль или поливать цветы, вы оказываете ребенку медвежью услугу. Конечно, приучать его к полезной деятельности – задача, требующая и времени, и терпения. Но подумайте, каково придется в будущем тому, кто не обладает подобными навыками?

Кроме того, вы своими руками закладываете мину замедленного действия. Ведь рано или поздно вам захочется воскликнуть: «Ты мог бы сделать это сам!» И ваш повзрослевший ребенок вполне резонно ответит: «Мог бы. А зачем? Вы же сами всегда все делали за меня».

6. Если вы, как коршун, накидываетесь на любого постороннего человека, который «посмел» сделать вашему ребенку замечание, то тем самым практически официально «закрепляете» его звездный статус. Даже если замечание было справедливым, даже если ребенок вел себя отвратительно – ваше дитя выше любой критики. Не царское это дело – привыкать к субординации и задумываться о том, не причиняешь ли окружающим неудобство.

Нашли в своем ребенке задатки командира?

Читайте также: Что делать, если ребенок ничего не хочет: 8 советов.

Светлана Голицына Светлана Голицына

Окончила Педагогический университет им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге.
Жена и мама. Искренне считаю, что чужой беды не бывает, и потому работаю с детьми и подростками, которых принято называть «трудными». Дорогие родители, детей просто надо любить, и тогда все получится!

Нет комментариев

Добавить комментарий