Страх, злость, радость, ярость, обида, зависть – из чувств состоит наша жизнь и жизнь наших детей. А умеем ли мы выражать свои чувства, учим ли этому своих детей? Хотела бы поделится с вами своим опытом и достижениями.
Так случилось, что моя подруга – психолог, и мне, конечно, очень повезло. Именно она сподвигла меня задуматься на тему чувств: учиться выражать их самой и научить ребёнка.
Лида, одевая Майю, говорила: “Ты злишься, ты расстроилась, что нам приходится идти домой, но нам правда пора”. Услышав это вместо привычного: “Что ты ревёшь, одевайся, нам домой уже пора”, – я, мягко говоря, удивилась.
С этого дня началась моя работа над чувствами – ребёнка и собственными. Уж не знаю, как это выглядело со стороны, но я старалась практически всегда проговаривать Лере все её чувства, неважно, где мы и с кем. Начиналась истерика в магазине, я садилась на колени, смотрела ей в глаза и проговаривала всё то, что происходит. Скажу честно, сначала было трудно: как оказалось, я не всегда могла проговорить то, что чувствует ребёнок, но со временем стало всё получаться.
Следующим этапом было научить и дать возможность ребёнку выражать свои чувства. Это очень трудно – не подавлять чувства ребёнка, когда он в ярости, когда он плачет. Дорогого стоит пережить с ним эти эмоции, вместо того чтобы просто сказать: “Не реви”. Вопреки всем бабушкам и даже мужу я не успокаивала Леру, когда она ревела, не пыталась её переключить на что-то другое, а давала ей прожить свои эмоции, была рядом с ней, объясняя ей всё то, что с ней происходит.
Потом я учила её давать выход своим эмоциям: топать ногами, бить подушку, если она сильно злилась. Но здесь я столкнулась с непониманием со стороны мужа: он был категорически против такого выражения эмоций. И, как я ни пыталась объяснить, чтонельзя в себя давить то, что есть, он так и не понял мой посыл.
Но главное, поняла Лера. Сейчас, если она злится, она так и говорит: “Мама, я злюсь на тебя”. А если эмоции сильные, она начинает бросать игрушки, топать ногами, и это нормально.
Это не говорит о том, что мой ребёнок невоспитанный (как часто утверждают бабушки); это говорит о том, что я разрешаю выражать свои эмоции.
Следующим этапом важно научить ребёнка контролировать свои чувства (помогать находить уравновешивающие импульсы имеет смысл с созреванием лобных долей мозга ребёнка, это очень индивидуально, но приблизительно происходит в возрасте 5-7 лет, когда он может видеть проблему с двух сторон, когда на его “ненавижу” находится отклик в его же “люблю”, когда противоречивые импульсы начинают смешиваться в лобных долях мозга*), и это, конечно, сложнее всего. Не каждый взрослый справится с этой задачей. Так что мы работаем над этим.
Сейчас и я, и мой ребенок стараемся проговаривать друг другу всё, что чувствуем, будь это переполняющее чувство любви или злость с обидой. Я не знаю, на правильном ли я пути, но могу сказать, что побудило меня заняться этим. Мой опыт из детства. Меня не научили выражать свои чувства, я часто не могу подойти и обнять любимого человека, сказав ему: “Знаешь, как сильно я тебя люблю, как мне хорошо рядом с тобой!” – или наоборот: “Как же я сейчас злюсь на тебя, как же мне обидно!”
Я хочу, чтобы мои дети умели свободно выражать свои чувства, знали, что они сейчас чувствуют, и справлялись со своими эмоциями.
Что я чувствую сейчас? Сейчас старшая дочка спит, а младший лежит, смотрит на погремушки. Я чувствую спокойствие и лёгкое возбуждение, так как встала рано и уже устала. Чувствую злость на себя: когда муж уходил на работу, я не обняла его крепко и не сказала, что очень сильно люблю.
А что чувствуете вы?
Нет комментариев
Добавить комментарий