Что будет, если давать сдачи
Если взрослый человек собирается давать сдачи, он в большинстве случаев понимает, что бить того, кто слабее, некрасиво, а от того, кто сильнее, можно здорово получить. У маленького ребенка такой логики может просто не быть, поэтому его агрессия может сильно навредить либо ему самому, либо другим детям, послабее. В любом случае он не выигрывает – либо ему плохо («Папа учил бить, если обижают, и вот теперь мне так больно!»), либо его ругают («Я сделал все так, как говорила мама, а она на меня кричит!»). К тому же детей, которые, чуть что бросаются драться, мало кто хочет видеть своими друзьями. Поэтому многие психологи не советуют учить детей давать сдачи – в школе ребенок научится этому сам. Но спросить о том, что ребенку хотелось сделать, когда его обижали, вы не просто можете, но и должны. После этого малышу следует объяснить, что можно было сделать, кроме драки.
Мы пойдем другим путем
На психологических тренингах для взрослых встречается такое упражнение – надо, держа перед собой руку с поднятым большим пальцем, посмотреть в глаза случайно выбранному партнеру и почувствовать, кто из вас морально сильнее. Тот, кто понимает, что проиграл, опускает палец вниз. В некоторых парах это упражнение завершается за секунду – сразу ясно, кто сильный, а кто слабый. В детских коллективах – саду, школе, дворе – обходятся без упражнений, дразнить начинают того, кто слабее. Случается, что в компании несколько полных ребят, а «жирдяй» только один. Чтобы ребенок пореже попадал в ситуации, когда нужно давать сдачи, его следует научить определенным образом реагировать на ситуацию: не бить в ответ, а вести себя по-другому:
Развивая тело. Виды спорта по-разному влияют на формирование характера: велосипед пробуждает решительность, лыжи – настойчивость, бег – силу воли, а восточные единоборства учат управлять своими эмоциями. Но, в любом случае, занятия спортом у многих детей развивают уверенность в себе, и это чувствуется: сверстники у них чаще что-то просят, чем отнимают.
Развивая ум. С ранних лет разыгрывайте с ребенком разные моменты, которые могут произойти с ним в будущем. Пусть робот и мишка поссорятся из-за чего-нибудь, а ребенок придумает, что будет дальше. Может быть, он придумает тот выход из ситуации, который всех устроит, и в дальнейшем среди других детей его ждет слава миротворца.
Возможно, ребенок решит, что мишка побьет робота и отнимет у него то, что хотел. Вы можете немного «поплакать» за обиженного мишку, но постарайтесь не говорить: «И потом с роботом никто не стал дружить». Спросите ребенка, как еще могла закончиться эта история – пусть сам догадается, что в любой ситуации есть различные варианты развития собитий.
Развивая чувство юмора. Вовремя прозвучавшая шутка может снять напряженность. Шутками, разрешающими конфликты, тоже можно запастись заранее, а сами конфликты разыгрывать с помощью игрушек или пластилиновых человечков.
Разберется сам
Когда мама встает на защиту ребенка – а не делать это очень трудно – в глазах других детей этот ребенок очков не набирает. Возможно, с ним предпочтут не связываться, особенно если его защищает не мама, а суровый отец или старшие братья, но уважать не будут. Даже маленькие дети, играющие в песочнице, могут продолжить топтать куличики вашего малыша, как только вы отойдете – что уж говорить о школьниках, которые с удовольствием начнут дразнить вашего ребенка ябедой и маменькиным сынком.
Контактируя с другими детьми, иногда даже путем ссор, ребенок учится общаться, понимает, как вообще ведут себя другие дети, догадывается, что не все его любят, что иногда за что-то придется побороться. Не лишайте его этого, вмешивайтесь в конфликт только тогда, когда драка маленьких детей становится опасной, а общение школьников превращается в травлю.
Когда детям что-то непонятно, они задают вопросы родителям. А когда родителям что-то непонятно в их детях, они могут спросить об этом психолога. И некоторые ответы я постараюсь дать заранее – на проекте «Дети Mail.Ru»
http://deti.mail.ru/baby/1-3/sdachi-ne-nado/
Нет комментариев
Добавить комментарий