Рисование песком как эффективный метод развития речи |
детей дошкольного возраста |
Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. |
Основные принципы игр на песке |
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.) |
2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.) |
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот). |
При играх с песком: |
Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения. |
Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре. |
У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие. |
Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций. |
Развивается произвольность (навык следования игровому правилу ), совершенствуется коммуникативная функция речи. |
В ходе песочной игры наблюдается положительная динамика развития коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств. |
Дети становятся более активны на групповых занятиях при взаимодействии со взрослым и сверстниками. |
Дети, принимая правила, постепенно и постоянно расширяемые ограничения, переносят правила в бытовые условия. |
Развиваются тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; |
Снимается мышечная напряжённость; |
Ребёнок чувствует себя защищённым, в комфортной для него среде; |
Развивается активность, расширяется жизненный опыт, передаваемый инструктором в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); |
Стабилизируются эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; |
Преодолевается комплекс «плохого художника» при создании художественных композиций из песка при помощи готовых фигурок; |
Развиваются творческие (креативные) действия, дети находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату; |
Совершенствуются зрительно-пространственная ориентировка, речевые возможности; |
Дети могут освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; |
Развивается фонематический слух и восприятие; |
Развивается связная речь, лексико-грамматические представления; |
Легче в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. |
|
Нет комментариев
Добавить комментарий